Причины, симптомы и диагностика внематочной беременности

Внематочная беременность является физиологически неправильной и несет в себе огромный риск для жизни женщины. Вместо обычного развития в матке яйцеклетка после оплодотворения проходит те же процессы, но только за пределами этого органа – например, в маточной трубе, а порой – в яичниках или брюшине. В статье мы выясним, почему происходит внематочная беременность, каковы ее симптомы, и как предотвратить вероятность ее наступления.

Что такое внематочная беременность?

Беременность данного типа является отклонением от нормы и представляет существенную опасность для жизни, самочувствия и репродуктивной функции женщины. Оплодотворенная клетка, вместо того, чтобы закрепиться на задней стенке матки, находит пристанище вне органа, в превалирующем проценте случаев – в одной из маточных труб.

До 2% беременностей оказываются внематочными, причем даже те, что наступили в ходе процедуры ЭКО. Внематочная беременность требует незамедлительного вмешательства врача.

Как выявить внематочную беременность?

Увы, самостоятельно понять, что начавшаяся беременность патологична, нереально. Женщина испытывает те же ощущения, что и в обычном случае: запаздывают критические дни, есть изменения в груди, возможная несильная тошнота, перемены в обонянии и вкусах. А вот осложнения, которые возникают, если яйцеклетка развивается неправильно (кровотечения, боли) – это уже риск и последствие, а не просто симптом.

Чтобы не упустить из виду внематочную беременность, необходимо обязательно встать на учет к гинекологу и записаться на обследование.

Как выявить внематочную беременность

Кто попадает в группу риска?

Риск внематочной беременности прямо пропорционален возрасту пациентки – выше всего он у женщин от 36 лет. Бережно относиться к себе и проявлять особое внимание к вопросу зачатия должны те девушки, у которых имеются хронические заболевания, воспаления (спровоцированные хламидиями, микоплазмой, уреаплазмой), а также пациентки, лечившиеся от трубного и гормонального бесплодия.

К категории риска можно отнести и тех, у кого обнаружен эндометриоз, есть врожденные аномалии развития матки и придатков, либо имелись неудачные беременности в прошлом. Если женщина прибегает к использованию контрацептивной ВМС, то это также усугубляет положение и становится фактором риска.

Причины внематочной беременности

Рискованное для девушки состояние наступает, когда оплодотворенная в маточной трубе клеточка оказывается неспособной проникнуть в матку своевременно. Основная причина – закупоривание маточной трубы или нарушенное ее сокращение.

Такое может произойти, если имеется воспалительный процесс в половых органах (к примеру, осложнения после аборта), врожденная недоразвитость маточных труб, дисбаланс гормонального фона, опухоли внутренних репродуктивных органов.

Что происходит с телом во время внематочной беременности?

Если плодное яйцо не попадает в матку, оно крепится по месту своего нахождения – к стене маточной трубы или к яичнику. Ни то, ни другое не предназначено природой для развития клетки. Маточная труба в толщину не превышает 15 мм, и ее тоненькая стенка не может тянуться, как эластичная матка. Места для развивающегося ребенка, соответственно, критически мало.

Приблизительно к 5 неделе ворсинки наружной оболочки зародыша врастают в стенку трубы, и та со временем рвется. Вместе с этим ощущается острая боль внизу живота, как при схватках, наступает тошнота и кружится голова, а зачастую происходит и обморок. Возникает кровоизлияние в брюшную полость, и, если повреждается большой сосуд, женщина рискует потерять много крови.

В некоторых случаях разрывается стенка плодного яйца вместо трубы, и оно изгоняется через ее окончание – такая ситуация называется трубным абортом. Симптомы развиваются гораздо более плавно и не так интенсивно, как при разрыве трубы: кружится голова, тошнит, возникает вялость и сонливость, внизу живота тянущая боль. Когда болезненные ощущения пропадают, у женщины есть уверенность, что все хорошо, но кровотечение внутри не заканчивается, и это может вызвать столь же тяжелые последствия, как в случае с прерыванием беременности из-за повреждения трубы.

Что происходит с телом во время внематочной беременности

Что должно насторожить: симптомы

Любая женщина, даже цветущая и пышущая здоровьем, должна быть в курсе симптомов и опасностей внематочной беременности. Только осведомленность может помочь оперативно отреагировать на любые тревожные сигналы тела.

Такая патология может приводить не только к потере детородной функции, но и смерти. Для вынашивания приспособлена исключительно матка, которая имеет свойство становиться больше по мере роста плода, растягиваясь и деформируясь. Любой другой орган, не предусмотренный для беременности, претерпевает разрыв, сопровождающийся кровоизлиянием.

Угроза внематочной беременности заключается в том, что первое время она протекает латентно, естественно маскируясь под обычную беременность. Женщина может не замечать вовсе либо не воспринимать всерьез некоторые симптомы – обычные и тревожные:

• повышение базальной температуры;
  • задержка месячных;
  • твердость в груди, огрубение сосков;
  • тошнота, дурнота, рвота, нежелание есть;
  • колкая, ноющая, тянущая боль в области яичников над лобком;
  • боль в животе – типичная боль на раннем сроке;
  • мажущие выделения не в менструальной фазе;
  • боль при интимной близости.

Первые несколько признаков свойственны стандартной, классически протекающей беременности. Если девушка проигнорирует возникновение болей или прорывных выделений темного цвета, то растущий не в том месте плод может разорвать внутренний орган.

Кода нужно вызывать скорую помощь?

Звонить медикам нужно безотлагательно, если вы чувствуете острую боль внизу живота, отдающую в конечности и крестец, если замечаете на белье кровь, но у вас не месячные, отмечаете резкое падение АД вплоть до слабости и обморочного состояния.

Кода нужно вызывать скорую помощь

Лечение внематочной беременности

Лечить или сохранять такую беременность нельзя, ее можно только прервать, минимизировав риск для беременной. При малейшем подозрении, что что-то не так, женщине нужно быстро записаться на прием к гинекологу, пройти УЗИ, сдать кровь на ХГЧ. В соответствии с результатами обследований может быть произведено хирургическое вмешательство.

Ощущения во время внематочной беременности могут быть похожими на боль при аппендиците, при разрыве тканей яичника, при острых патологиях органов малого таза. Сохранить жизнь и здоровье можно благодаря быстро и точно поставленному диагнозу.

Планируя зачатие, тщательно разузнайте, в каких медицинских учреждениях города у вас есть возможность комфортно и надежно наблюдаться, находиться на учете грамотного врача и чутко отслеживать ход беременности. Изучайте врачей, собирайте отзывы о гинекологах, не стесняйтесь менять участкового доктора, если он вам не кажется профессионалом (или если он банально невежлив).

Помимо неправильного прикрепления яйцеклетки, к патологическому развитию беременности могут приводить косвенные факторы: ИППП (хламидиоз, трихомониаз, гонорея и т.д.), операции и аборты в анамнезе, воспалительные процессы в придатках, использование ВМС ранее, онкология, пороки, уже перенесенная внематочная беременность в прошлые годы.

Курение может стать еще одним триггером к развитию патологии.

Как предотвратить внематочную беременность?

• Занимайтесь любовью, надежно предохраняясь, с партнером, который здоров и которому вы доверяете.
  • Вовремя проходите обследования, своевременно лечите воспаления мочеполовых органов, отслеживайте сигналы организма и откликайтесь на любой нетипичный симптом.
  • Перед началом активных попыток забеременеть пройдите полное обследование в паре, сдайте анализы на патогенную флору, проверьте хронические недуги на устойчивость ремиссии.
  • Если решите прервать беременность, лучше делать это в безопасный промежуток – на сроке не более 1,5-2 месяцев.
  • Если у вас уже была перенесена внематочная беременность, после нее пройдите осмотр и четко выполняйте все назначения гинеколога.

Для женщины и ее партнера внематочная беременность – тяжелейшее испытание, как физическое (для беременной, прежде всего), так и моральное. Важно не медлить, но и не паниковать, оказывать друг другу психологическую поддержку и в точности выполнять рекомендации лечащего врача. Такое послушание и активная включенность всех сторон в процесс выздоровления поможет пациентке в будущем совершить еще одну попытку забеременеть, которая обязательно станет успешной. А может, и не однажды.